суббота, 15 марта 2014 г.

ПРОЕКТ "ИСТОРИЯ СЕМЬИ". ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ВОЙНА продолжение


Продолжаю систематизировать информацию а рамках проекта  "История семьи. Знаете ли вы ее?" . Не устаю говорить спасибо Кате, организатору этого проекта. Иначе я бы так и не начала описательную часть своих изысканий. Все продолжала бы собирать материал. А этому нет конца. Этому можно посвятить всю жизнь. А может быть  восстановление и сохранение истории семьи может стать смыслом жизни, почему нет? Кто-то в семье (я имею в виду большую родственную семью) должен быть хранителем традиций, связующим звеном для поколений. Я недавно посмотрела замечательный фильм "Мой осенний блюз". Там героиня (в исполнении  гениальной Екатерины Васильевой) при всех плюсах и минусах ее поведения в глазах окружающих, и была таким стержнем семьи.

Сегодня я показываю разворот, который посвящен детям моего прадеда Щепеткова Андрея Харитоновича. Из шестерых детей двое сыновей погибли в годы войны, остальные сыновья воевали.


 
Очень хотеля использовать штампик от Питерского скрапклуба, который купила на последней выставке. Но он не поместился и пришлось использовать только фразу "Мы живем, пока нас помнят". Очень она точная, ею можно охарактеризовать смысл стиля херитаж.

Вспомним родных воевавших и погибших в Великой Отечественной войне:

Щепетков Иван Андреевич, 1911-1943 г. р. Призван в 1942 г. Красноармеец, рядовой. Погиб в июле 1943 г. в районе г. Изюм.
Щепетков Константин Андреевич 1900 пропал без вести.
Симочкин Егор Михайлович 1908-1943, Старший сержант, командир отделения связи. Похоронен в братской могиле у д. Большие и Малые Горбы Ленинградской области.
Симочкин Егор Андреевич  1914-1943, пропал без вести.
Козырев Тихон Давидович 1910-1941 пропал без вести под Брянском.

И еще одна интересная история. Я уже говорила, что мне помогают в поисках информации в архивах. Так вот, в  метрических книгах нашли запись о рождении Симеона, родного брата моей прабабушки. Даже мама не знала о нем. А еще псле поездки в хутор Груцинов, Оксана прислала мне вот эту фотографию памятника воинам-землякам, погибшим в годы войны
 
 Вот и получается, что Федор Семенович это двоюродный брат моей бабушки!


Уколов Федор Семенович 1918 - 1945. Гвардии старший сержант,механик-водитель танка Т-34. Убит под Берлином 5 мая 1945. Похоронен на кладбище Адлерсхофф. Награжден двумя орденами Красной Звезды, Орденами Отечественной войны 1 и 2 степени, медалью «За отвагу». Теперь я пытаюсь найти информацию о захоронении Адлерсхофф.

Есть еще очень важная и больная тема, связанная с войной – война и дети.
Например, сестра моего дедушки Симочкина Евдокия Михайловна рассказывала о том, как во время боев за  село Мойлово, жители от страха разбежелись, кто в лес, кто в поле. От страха у Евдокии Михайловны начались роды. И ее двенадцатилетняя дочь принимала у нее роды прямо в поле. И в это время осколком снаряда роженицу ранило в руку. Село захватили немцы. ОДнажды немцы согнали всех жителей села, в основном стариков, женщин и детей, что-то говорили им, а потом выхватили у одной женщины их рук младенца, подбросили его вверх и поймали на штык, а другого расстреляли прямо в воздухе. Ужас! Как это можно пережить???  Двух сыновей тетушки закинули в машины и увезли вместе с другими женщинами и детьми. Было мальчикам 8-10 лет. В то время из Мойлова многих женщин и детей угнали в лагеря в Германию.
 
Мои родители были совсем маленькими в годы войны. Но у них сохранились обрывочные воспоминания о тех годах.
Мама во время войны жила в г. Краснодон, который был оккупирован. Дедушка и бабушкин брат были на фронте, а   семья – бабушка, двое детей и жена бабушкиного брата с двумя детьми, жили в землянке, потому что в их доме разместились немцы. Маме было 4-5 лет, а ее брату 2-3 года. Бабушка стирала для немцев, убирала. И вот однажды она проникла в дом и в клети нашла какую-то емкость (то ли горшок, то ли бочонок) в котором раньше был мед. И вот она соскребла со стенок засохшие  крошки и дала только маме, строго наказав никому не говорить об этом. Бабушка даже сыну не могла дать такое лакомство. Крошек было совсем мало и на всех не хватило бы, а малыш мог бы проговориться.

      Когда началась война, папа и его семья жили в военном городке на Дальнем Востоке. Часть, в которой служил мой дед, отправили на Западный фронт, под Москву. А семьи комсостава эвакуировали вглубь страны, в г. Зима. Женщины работали, а дети оставались дома. Папин старший брат стал работать на ремонте поездов, сестра ходила в школу, а папа (ему тогда было 4-5 лет) оставался дома под присмотром соседки. Иногда  мама брала его с собой на работу. Женщины набивали патронами обоймы. И папа помнит как мама просила его  «Принеси мне во-о-о-он тех, красненьких (или зелененьких)», т.е. ящик с зажигательными или обычными  патронами. И вот пятилетний ребенок толкал тяжеленный ящик с патронами, чтобы помочь маме. Наверное, это был его вклад в победу. Только он даже не задумывается об этом!
      А потом они возвращались их эвакуации к родным в Краснодон. Ехали месяца три в теплушке, в которой были двухъярусные нары-полки.  Посередине теплушки стояла печка-буржуйка с трубой наверх. На этой печке можно было согреть воду, за которой бегали на станциях. Еду выдавали по карточкам. В вагоне был старший, который собирал и передавал сведения. А потом на станциях получали пайки.
       Поезда ходили не по расписанию, и как сложится поездка, было неясно. Иногда их загоняли в тупик и они подолгу стояли, пропуская воинские эшелоны.

Как сохранить эти страшные детские воспоминания, если не записать их. Это уже не рассказ из книжки, эио пережили твои родные люди. Надеюсь, что мои дети и внуки прочувствуют то же что и я, когда прочитают их.

 Ой, какой бесконечный пост получился! Спасибо, если кто дочитал до конца!

7 комментариев:

  1. Ты такая молодец! отличная работа!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Очень интересно получается! Какая важная работа проделана... Все внуки оценят, по другому и быть не может...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надеюсь, что оценят. Буду стараться привить им любовь к своему роду!

      Удалить
  3. Лиля, спасибо! Я прочитала все твои посты и получила колоссальную моральную поддержку и много реальных подсказок.

    ОтветитьУдалить
  4. Лилия, я читала, что на посещение могилы в Германии в косульстве можно получить бесплатную визу, но нужны документы на подтверждение родства и документы по захоронению.
    Все эти рассказы должны обязательно читать все дети, внуки и т.д. иначе никогда не понять, насколько важна та самая победа и как она далась.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за подсказку! Но думаю, что мне нереально доказать родство, слишком уж дальнее.

      Удалить